Кибербезопасность в банковском секторе и защита личных данных
Randy
- 0
Помимо непрерывного развития цифровой индустрии, к переходу на онлайн-режим большинство сфер экономики Украины подтолкнули всемирная пандемия коронавируса и полномасштабная война. Эта тенденция к удаленному взаимодействию особенно отразилась на образовании, розничной торговле и финансовом секторе. Параллельно с этим более активно развивалась политика кибербезопасности. И хоть любой бизнес стремится защитить данные своих клиентов, банковские и финансовые системы подходят к этому вопросу с особым вниманием из-за сохранения конфиденциальных данных на своих серверах.
С каждым годом появляется все больше угроз разного уровня и типа. Целью мошенников является кража финансов с банковского счета или персональной информации клиентов в своих интересах. Как определить мошенническую схему и избежать участия в ней? Почему так важно не оставлять цифровой след? Узнаете в этой статье.
Что такое кибербезопасность финансов в банках?
Важнейшим фактором обеспечения большой пользовательской базы и доверия между клиентом и банком является репутация. А чтобы получить хорошую репутацию, финансовая организация должна обеспечивать надежность, безопасность и гарантию защиты транзакций. Объединяя все эти пункты воедино, существует такое понятие как кибербезопасность — совокупность эффективных технологических мер, направленных на защиту данных и предотвращение финансовых потерь как со стороны банка, так и со стороны клиента.
Меры предотвращения утечки данных и защиты транзакций, которые используют финансовые организации, можно квалифицировать по нескольким направлениям:
- сетевая безопасность: обеспечивает защиту от доступа посторонних лиц и DDoS атак и других угроз;
- шифрование данных: защита клиентской и корпоративной информации;
- управление идентификацией: гарантия того, что получить доступ к банковским системам смогут только авторизированные лица;
- защита мобильных приложений;
- кибераналитика: постоянный мониторинг и анализ активности с использованием искусственного интеллекта;
- тренинги и обучение персонала;
- защита от мошенничества персонала: внутренний контроль за действиями персонала.
Защита личной информации клиентов и разработка эффективных методов борьбы с рисками является не только гарантом защиты и надежности, но и обеспечивает соответствие законодательству. Ведь в Украине работа банков регулируется действиями соответствующих органов. Законодательная база включает в себя: Закон Украины «О защите персональных данных», который регулирует хранение и обработку данных, Закон Украины «О банках и банковской деятельности» , закрепляющий за банком обязательства обеспечения конфиденциальности данных и Уголовный кодекс Украины, предусматривающий ответственность за незаконное использование персональной информации.
Также, ещё в 2021 году в Украине заработал Киберцентр 30UA, целью работы которого является защита критической информационной инфраструктуры.
Распространенные угрозы в банковском секторе
Список рисков безопасности для финансовых организаций, к сожалению, пополняется ежегодно. Однако среди них есть самые распространенные и киберугрозы и виды атак:
Фишинг
Это вид атаки, при котором мошенники делают массовую рассылку маскируясь под доверенные источники. Переходя по ссылке из подобных уведомлений пользователи самостоятельно передают свои логины, пароли и банковские реквизиты в руки злоумышленников.
С началом полномасштабной войны, в Украине участились фишинговые атаки со спекуляцией на теме помощи военным или ВПО. Более того, проводятся такие манипуляции, чаще всего, с территории агрессора. Так, например, в январе 2023 года, украинские журналисты массово получали сообщения с предложением сотрудничества от лица европейских организаций. По информации ТСН, целью данного мошенничества являлась кража личной информации россиянами.
Александр Федиенко, заместитель главы комитета ВРУ по вопросам цифровой информации утверждает, что в вопросах фишинговых рассылок гражданам Украины рекомендуется доверять только государственным сайтам:
«Это все государственные информационные ресурсы, которые имеют расширенное название государственной организации, а дальше gov.ua.»
Вредоносное ПО
Это одна из самых серьезных угроз для финансовых организаций. Заражая компьютеры сотрудников вредоносным программным обеспечением, мошенники могут ограничить доступ к некоторым данным с помощью шифрования или украсть конфиденциальную информацию. Целью является личное использование, продажа данных на черном рынке или манипуляции по отношению к банку с вымоганием денег. Заражение вредоносным ПО не проходит бесследно, нанося вред работе организации и репутационные потери.
DDoS атаки
Проводятся с целью перегрузки серверов и сетей финансовых учреждений, для ограничения доступности онлайн-серверов и возможного отвлечения для более крупных атак.
Спуфинг
Подразумевает создание мошенниками зеркального сайта с поддельным доменом, очень похожим на официальный существующий у представителя банка. Для привлечения внимания также могут осуществляться звонки используя сфабрикованный номер, который не отличить от официального.
API атаки
Современные API — интерфейсы прикладного программирования — активно применяются в сфере банков для обмена данными, однако одновременно создают новые риски и лазейки. Например, с их помощью можно совершить обход проверки аутентификации и получить доступ к персональной информации, а также вызвать ошибки что приведет к некорректной работе системы.
Можно ли распознать мошенников?
Распознать мошенников бывает крайне тяжело. Однако существует пару рекомендаций, придерживаясь которых вы минимизируете риск стать жертвой злоумышленников:
- используйте цифровые методы оплаты только на проверенных официальных ресурсах;
- не спешите с оплатой, ведь мошенники часто играют именно на вашем стрессе и срочности платежа;
- не переходите по ссылкам в текстовых сообщениях от людей, которых не знаете лично;
- подходите с осторожностью к онлайн покупкам — если что-то кажется слишком хорошим для правды, то скорее всего, так и есть.
Если вы подозреваете, что получили уведомление от мошенников — обратитесь в полицию. Помните, что лучше перепроверить несколько раз кому вы хотите передать свою личную информацию.
